Остров Крым. Севастополь. Июль 2000.

Поездка была организована клубом им.Кусто.

Приведенное ниже описание (первая неделя) - совместный труд с мистером Alexander Prozoroff, коему я выношу (как старший по званию) благодарность в приказе :)

Сначала про дорогу (туда).
Все бы хорошо, но на украинской таможне простояли 8 часов, т.е. столько же, сколько от Москвы ехали. Мораль: не проходите через Харьковскую таможню, идите в объезд, там гораздо быстрее получится.
Затраты, исключая бензин. По России - 180 рублей (50 - за превышение, 50 - за обгон слева через сплошную, 80 - за обгон справа. Все штрафы в Курской области, где мистер Руцкой дороги никак сделать не может. По Украине - 200 рублей и 20 гривен (100 рублей за превышение в Запорожской области, 20 гривен все там же и опять за превышение, 100 рублей опять же за превышение, но уже в Крыму).
Сложилось такое впечатление, что по Украине лучше ездить по правилам, либо цепляться за каким-нибудь украинским водилой, который засады местных гаев знает, ибо гаев этих - бесчисленное множество и все крайне голодные до денег.
Прошу обратить внимание, что на таможне не заплатили ни копейки. Как впрочем и остальным комикам, типа "экологическая полиция" или "служба "а не помыть ли вам машину за 30 баксов?". Эти перцы посылаются сразу и однозначно на @#$!
Итого дорога "туда" заняла около 26 часов с учетом 8-ми часового стояния на таможне. Останавливались только поесть, пописать, залить бензин и заплатить штрафы. Из-за руля я просто вываливался, когда приехали.
Приехали. Я. Приехали. Саша Прозоров.

Неделя первая. Нырялка. Здоровый образ жизни. Ну, почти здоровый :)
На следующий день (16.07.2000), проснувшись часа в 3 дня, опохмелившись, поехали на ночное погружение около мыса Айя (находится в 2-3 милях от мыса Форос). Огромная полная луна: без фонаря все видно до 10 метров. Структура дна - довольно живописные камни, поросшие водорослями. Много крабов и рапанов. Видели лису (черноморский скат). Глубже 10-12 метров делать нечего - унылое песчаное дно - лунный пейзаж. Температура воды на поверхности 23, на глубине 10 метров - 15 градусов.
По дороге на Айя То же. Лунища.

17.07.2000 - дневное погружение около мыса Айя. Все тоже, только видно многим лучше ;). Далеко в море не ходили, ибо искать там нечего, смотрели камушки и скалы вдоль мыса. Температура воды на поверхности та же. На глубине стало холодать, начало сказываться холодное течение со стороны Севастополя-Балаклавы. Температура опустилась на 2 градуса.

18.07.2000 - дневное погружение около мыса Херсонес возле маяка. На берегу стоит камень-памятник утонувшему подводнику, капитану 3 ранга. Из достопремечательностей только камни, поросшие водорослями и небольшая по высоте стенка. Много крабов. Глубины до 17 метров, больше не встречались, хотя местные уверяли, что должно быть до 40. ;)
У маяка. Там же.

19.07.2000 - появился бот. Пошли на "живописную", по местным оценкам, каменную гряду, миль 5-7 севернее бухты Омега. Достопримечательности - каменная гряда средней унылости. Недостатки - отвратительная видимость из-за большого количества плавающей икры мидии. Температура воды на поверхности 21, на глубине 15 метров - 14 градусов. Холодает, однако.
Бот. На палубе. Ну, я пошел.

20.07.2000 - с утра пошли в сторону Фороса, обогнули мыс Херсонес и так, в миле от берега, прошли еще миль 8-10. По словам капитана остановились над реком: затопленным эсминцем. Происхождение которого не известно. Заякорились. До берега метров 600-800, может даже больше, на воде трудно определить. Первое погружение - эсминец под нами на глубине 20 метров. По направлению вдоль берега лежит корабль(эсминец это или нет, судить сложно, ибо сильно поврежден), носовая часть полностью разрушена, от кормовой осталось только пару кают, которые представляют из себя коричневые нагромождения стальных листов, каркасов и кубов с одной-двумя "дверями-дырками". Видимость сносная: на такой глубине в Черном море уже сумерки. ;) Температура воды +13. На втором погружении, заметили ядро: чугунное ядро от пушки, около 20 сантиметров в диаметре. Доставали его вдвоем, с помощью карзинки для снаряжения, ибо одному не поднять.
Экспедиция за ядром. Вот оно. Трофеи.

21.07.2000 - выходим с утра в направлении скалы "Монах". идем часа 2, проходим мыс Лермонтова, камни "Синий", "Парус" и "Зуб". Почему Монах? - да потому, что на самой скале, которая возвышается из воды метров на 10-12, стоит 2-х метровых железный крест, где по преданию распинали провинившихся монахов. На берегу, на скале, на высоте порядка 70-80 метров, стоит православный действующий храм, или монастырь, откуда этих монахов, собственно, и брали. Якоримся. До берега порядка 100 метров. Глубины комфортные - 16 и меньше. Температура воды - поверхность 22, возле дна все 14. Видимость хорошая, даже термоклин видно: проходит по глубине 7-8 метров. В скале возле берега есть сквозной подводный грот. Так что можно попробовать а-ля надголовные среды. Но маленькте-маленькие. Греков ножом зарезал большущую камбалу, 35-40 сантиметров в диаметре. Зажарили и съели. Такой в магазине не купишь - жирная, мясистая - просто объедение. Камбала.Вид спереди. Камбала.Вид сзади. Камбала.Вид сверху. Внизу 1. Внизу 2. Надголовная среда :).

У Прозорова отпуск закончился и он уехал. А меня ломает писать большие тексты. Так что далее слов будет немного, больше фотографии...

Неделя вторая. Начало новой жизни...
Прогулки по ночному городу. Вы не поверите, но ни один рассвет мы не пропустили. То есть спать ложились после восхода солнца. А в 10 утра надо было уже быть на боте. Просыпались под водой.
Если б я был султан.... Черное море, белый пароход.... Никогда не догадаетесь, где это. Танец.
Херсонес.Ночь.1. Херсонес.Ночь.2. Херсонес.Ночь.3.

Но нырялку забросили не совсем...
Мыс Айя... Последний инструктаж. Там холодно, темно и страшно...

Дельфинарий в бухте "Рыбачья". Это требует отдельного и большого рассказа. Не здесь и не сейчас. Может быть, когда нибудь позднее...
Тройка. Рита, Лана и Багира. Рита, Багира и Лана.

Обратная дорога.
Дорога домой прошла почти без штрафов и приключений. Если не считать, что где-то ночью под Харьковым на скорости около 140 мне под колеса бросился местный гайец. Тормозил я с заносом и долго :). Потом также долго его материл. Он даже не возражал. Но и не извинился, гад :)
Весь путь домой занял 16 часов. Мне было куда спешить...